Фундаментальный анализ - Паритет покупательной способности
Понятие потребительской корзины часто используется в экономической статистике, когда необходимо численно измерить некоторый показатель, относящийся к целой группе различных объектов. Для объективного сравнения средних цен в двух странах необходимо выбрать некоторый набор товаров и услуг, являющийся достаточно представительным в каждой стране. Обозначим wd(i) и wf(i) - процентные веса i-го товара (услуги) в потребительских корзинах внутри страны и за рубежом, где индекс i нумерует товары и услуги.
Величины Pd и Pf, представляющие общие уровни цен в двух странах, вычисляются в виде взвешенных сумм
Pd = Е wd(i)* Pd(i),
Pf=Е wf(i)*Pf(i),
а их отношение дает курс обмена валют. Формула, являющаяся абсолютным вариантом паритета покупательной способности (absolute version of purchasing power parity),
Pd = S * Pf,
теперь точнее определяет валютный курс, поскольку охватывает представительную выборку товаров, учитывающую состав потребления в каждой стране.
Впрочем, к ней можно также предъявить множество претензий. Во-первых, не существует двух стран, производящих абсолютно одинаковые товары и услуги; выбирая же разные наборы («потребительские корзины»), можно получить и множество обменных курсов. Во вторых, она не учитывает транспортные расходы, входящие в цену товара, таможенные платежи и т.д. И наконец, она не рассматривает различные индивидуальные особенности товарных рынков, например, торговые марки (одна и та же модель автомобиля может иметь в разных странах очень разные цены просто по причине разного отношения к имени фирмы). Все это делает сравнение валют по паритету покупательной способности весьма условным, хотя проведенные исследования показали, что в долгосрочном плане обменные курсы следуют тенденции ППС, но отклонения от паритета могут быть весьма значительными.